Цель дыхательной и артикуляционной гимнастики — исправить дефекты дикции и речи

Дефекты дикции и речи

Речевые недостатки не скроешь, поэтому взрослые люди зачастую, стесняясь подобных отклонений, оказываются в замкнутом круге. Смущение делает их речь ещё более неразборчивой и некрасивой, что, в свою очередь, приводит к усложнению и сокращению общения.

Если же удаётся избежать смятения и волнения, свойственного людям с дефектами дикции, то нередко даже уверенный в себе человек встречается в быту с непониманием его произношения и трудностями, например, разговора по телефону.

Способом улучшить, если поставить перед собой такую цель, или даже исправить изъяны речи является дыхательная и артикуляционная гимнастика, которой можно заниматься самостоятельно или под руководством специалиста.         

Что понимают под дефектами речи

Как правило, проблемы с неправильным произношением звуков появляются в детстве, но, пусть и нечасто, чёткую дикцию может потерять взрослый человек в результате травм, операций, стоматологического протезирования.

В этом случае человек утрачивает способность верно произносить звуки при разговоре потому, что неправильно работает артикуляционный аппарат. Именно это называется дефектами речи. В каких-то случаях, они носят временный характер, иногда становятся постоянными.

Причины возникновения дефектов речи

Расстройство речевого аппарата может возникнуть в результате:

  • повреждения одного или нескольких органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • физической или психологической травмы;
  • хирургического вмешательства;
  • сильного стресса;
  • глухоты;
  • инфекционного заболевания.

Как видно из списка, причины появления нечёткого произношения звуков связаны или с физиологией человека (травмы, операции, заболевания), или же носят психологический характер (стрессы).

Надо ли обратиться к врачу?

Независимо от того, что может лежать в основе изменения дикции, к специалистам следует обратиться для консультации сразу же, как только будут замечены первые признаки ухудшения работы речевого аппарата.

Логопед поможет восстановить произношение и научиться правильно артикулировать звуки в том случае, если отсутствуют отклонения в физическом и психическом состоянии человека, центральная нервная система которого работает нормально.

Дефектолог — специалист, работающий с пациентами, имеющими вышеназванные отклонения в развитии. Он обладает знаниями в психиатрии, психологии, неврологии и занимается не только речью человека, но и восприятием окружающего мира.  

Дикцию потерять совсем не сложно

Стараться, чтобы перестать чётко произносить и артикулировать звуки, особо не требуется. В моём случае обо всём позаботилась природа, наградив человека «мудрыми» зубами. При этом,😀 забыв выдать челюсти увеличенного размера.

Верхние «восьмёрки» были беспроблемно удалены, так как прорезались из десны, а вот нижние затихарились на долгие годы. В стоматологии это называется «полная ретенция», когда зуб остаётся внутри десны.

Дефекты дикции и речи

Удаление полностью ретенированных зубов считается операцией, которую делают челюстно-лицевые хирурги. После удаления второго (правого) «мудрого» зуба осталось онемение кромки в средней части языка. Совсем небольшой участок, но… мой язык стало малоподвижен.

Физиотерапевтические процедуры, лечение лазером, иглотерапия чуть снизили ощущение громоздкого, неповоротливого языка. Но артикулировать нормально звуки не получалось. Я прерывала проговаривание слова и начинала снова, напрягая артикуляционные органы.

Я сознательно замедлила речь, чтобы язык успевал занять необходимое для правильного произнесения звуков положение. В логопедии это явление называется брадилалией. Надеялась, что с течением времени онемение уйдёт и дикция восстановится.

Переписка со специалистом

Когда мне на e-mail пришло письмо с предложением диагностики речи, я с удовольствием откликнулась, прочитав отрывок текста и отправив запись. Мне было очень интересно, что услышит специалист. Я — экспериментатор, никогда не откажусь что-нибудь попробовать сделать.

Ответ пришёл, как и обещала Екатерина, через два дня:

Светлана, добрый день, меня зовут Екатерина Карытцова. Я эксперт в области техники речи, более 4-х лет практики в России и других странах. Помогла уже более 100 человекам обрести новую жизнь. Я проанализировала присланный вами на диагностику, материал. Результаты вы можете увидеть ниже:

Дикция - нечёткое произношение звука Р, съедаете звуки в конце слова.

Голос - немного першит, говорит о том, что вы либо болеете, либо говорите на связках, что очень плохо для их здоровья. Но голос у вас средний, правильно звучит, красиво. Присутствует при этом монотонность.

Дыхание - вы берете вдох ртом, это неправильно, нужно дышать носом.

Мой ответ на проведённую Екатериной диагностику:

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо! По поводу диагностики:        Одноударный «Р» с детства, рррычать умею, но это требует напряжения артикуляционного аппарата и связок. Съедание звуков в конце слов — результат несмыкания связок. Несмыкания, как такового, уже нет, а ларингит есть. Поэтому, да, эмоциональное окрашивание голоса происходит именно за счет связок, отсюда монотонность. Приятна оценка голоса, многие говорят «тёплый». Поддыхиваю ртом из-за аллергии, соплива однако, вчера нос как раз дышал не очень, как и сегодня. Всё это вы подметили очень точно.

Разговаривали с Екатериной по телефону, получила ответы на все имеющиеся вопросы и записалась на online-курс исправления дефектов речи длиной в 1 месяц и стоимостью 9900 рублей. Плюсом было то, что видеозаписи уроков останутся в моём распоряжении.

Речь, как инструмент достижения целей

Речь может быть красивой и правильной, если за словами скрывается музыка со своими голосовыми оттенками, очаровательным тембром, ритмом, легко взлетающая и затихающая, с паузами или даже многозначительным молчанием.

Тренинг «Речь, как инструмент достижения целей» основан на технике работы с актёрами. Он разбит на 4 недели, одна из которых посвящена дыхательной гимнастике, потому что и голос, и правильная речь базируются именно на дыхании.  

Дыхание — энергетическая база речи  

Обычно мы дышим, не задумываясь. Короткий вдох, такой же по продолжительности выдох, пауза. Для того, чтобы проговорить целую фразу, вдох должен быть глубоким, короткая пауза и долгий, плавный выдох. Это и есть речевое дыхание. 

За счёт умения контролировать выдох происходит экономное расходование запаса воздуха при произнесении фразы, расставляются паузы и выдерживается ровный темп. Правильное фонационное дыхание является основой звучащей речи.

Упражнения для развития речевого дыхания 

При выполнении уроков тренер рекомендует придерживаться следующих правил:

  • заниматься на пустой желудок, то есть до еды; 
  • проветривать помещение;
  • свободная, не стесняющая движений одежда;
  • спина — прямая, на вдохе — плечи не поднимаются;
  • вдох — всегда через нос, выдох — через рот.

Упражнения на дыхание делятся на три части, им посвящены 2 первые недели курса.

Выработка диафрагмального дыхания, когда осваивается навык дышать «в живот»

На вдохе — живот круглый, на выдохе — плоский. Здесь даётся понятие тёплого и холодного выдоха с последующим сбросом остатков воздуха из лёгких. 

При первом типе выдоха губы округляются, как для произнесения звука «А», если поднести руку к губам, то выдыхаемый воздух будет действительно тёплым. Холодный выдох похож на произнесение звука «Ф» или, скорее, «ФЮ».

Параллельно с дыханием выполняются несложные упражнения для снятия мышечных зажимов в положении стоя: спина — прямая, ноги разведены на ширину плеч, чуть согнуты в коленях. Плечи немного отведены назад, при вдохе не поднимаются.

  • «Свеча» — на вдохе руки поднимаются, соединяются ладонями над головой, на холодном выдохе без сброса — опускаются в исходное положение;
  • «Резкий вдох, резкий выдох» — согнутые пальцы руки поставить перед животом, на быстром вдохе живот приближается к ним, на коротком выдохе со сбросом — удаляется от них;
  • «Плечи вперёд-назад» — на вдохе спина чуть округляется, плечи двигаются вперед, на выдохе со сбросом плечи возвращаются в исходное положение, спина — прямая;
  • «Голова-маятник» — на вдохе подбородок опускается к груди, на выдохе со сбросом голова поворачивается влево или вправо;
  • «Пингвин» — на вдохе наклон вперёд, шея вытягивается, руки в стороны чуть назад, на выдохе со сбросом тело поднимается, чуть прогибается назад, руки опускаются вдоль корпуса;
  • «Замок» — на вдохе руки поднимаются, сгибаются в локтях, обхватывают голову, пальцы сжимаются в кулаки, подбородок опущен к груди, на выдохе возвращаемся в исходное положение;

Повторять каждое упражнение рекомендуется 10-15 раз, но если от частых вдохов и выдохов появляется головокружение, то лучше нагрузку снизить и повышать её постепенно. Закончить занятие наклоном вперёд, голова вниз, расслабив мышцы шеи и рук.

Дефекты дикции и речи

Вот такие упражнения помогут снять мышечные зажимы, настроить дыхание. Гимнастику удобнее проводить перед зеркалом, чтобы следить за осанкой и тем, как округляется живот при вдохе и становится плоским при выдохе.    

Подготовка дыхательного аппарата к долгому выдоху ртом и образованию голоса

Следующая группа упражнений поможет снять зажимы мышц в плечевом поясе

  • «Плечи к ушам» — руки вдоль туловища, дыхание носом, спина прямая, поднять плечи, максимально напрячь мышцы и удерживать их в таком положении 1-2 минуты. Вернуться в исходное положение и сравнить ощущения: от боли и жжения в напряжённых плечах до облегчения и комфорта при расслаблении.
  • «Подвигать плечами» — каждое плечо по очереди поднять вверх, вращение обоими плечами назад;
  • «Собачка» — дышать часто и резко, как собака в жару: рот открыт, язык максимально впереди;
  • «Баллончик» — вдох и долгий холодный выдох, напоминающий струю из баллона, в конце резкий сброс остатков воздуха;
  •  «Руки в кулак» — руки вытянуты перед собой пальцами вверх: на вдохе — пальцы разжаты, на выдохе — сжаты в кулак;
  • «Замок с поворотом» — на вдохе поворот туловищем в сторону, руки поднимаются, сгибаются в локтях, обхватывают голову, пальцы сжимаются в кулаки, подбородок опущен к груди, на выдохе возвращаемся в исходное положение. По 10 поворотов в каждую сторону;
  • «Кофемолка» — на вдохе — руки на талию, на долгом выдохе — вращение бёдрами вокруг своей оси, когда заканчивается воздух сделать незаметный вдох. По 5 доборов воздуха при движении в каждую сторону;
  • «Сокращение рук» — на вдохе руки согнуты в локтях и перекрещены перед грудью, на выдохе проговариваете счёт от 1 до 10 низким грудным голосом. Если руку положить на грудь ниже ключиц, то можно почувствовать вибрацию при произнесении слов;
  • «Пингвин со счётом» — руки на талии, на вдохе наклон вперёд, шея вытягивается, на выдохе счёт 1, 2 до 9 низким грудным голосом, тело поднимается, чуть прогибается назад.

Упражнений, конечно, много, поэтому можно выбрать несколько самых удобных.

Дефекты дикции и речи

Выполнять их следует каждый день хотя бы по 5-10 минут, потому что найти время для выполнения всех упражнений проблематично.

Распределение воздуха на выдохе, его добор в процессе говорения для разделения фразы на смысловые и интонационные фрагменты.

Существует группа активных упражнений в положении стоя. Бег на месте выполняется с глубоким вдохом и холодным выдохом со звукосочетаниями «Ух», «Ох», «Ах», «Эх», «Их», «Ых». Голос — грудной.

Упражнение на распределение выдоха: неспешный глубокий вдох — досчитать до 6, задержать дыхание до счёта 8, на холодном выдохе досчитать до 10. Считать про себя, не вслух.

Упражнения в положении лёжа укрепляют мышцы живота. Например, «Лодочка», когда после вдоха, лёжа на животе, голова, руки, ноги отрываются от пола, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Это упражнение также может сопровождаться голосовым счётом после каждого подъёма.

Во время долгого выдоха его распределяют до счёта 10. В положении лёжа на спине выполняются подъёмы ног, крутится велосипед, даже можно попробовать проговорить скороговорку или прочитать коротенький стишок.

Экзаменационным домашним заданием первой недели является стихотворение С. Я. Маршака «Джек, который построил дом». Его надо прочитать полностью на одном выдохе, что будет показателем приобретения навыка экономно распределять воздух.    

Работа над голосом

Голос — главное средство общения, поэтому хотелось бы уметь им полностью управлять. Чтобы он был приятен на слух, легко передавал или скрывал при необходимости эмоции и чувства, меняя тональность, служил эффективнейшим инструментом речи.

Вторая неделя курса, Екатерина её назвала неделей мычания и вибрирования, посвящена поиску голоса, его усилению и разработке. Оказывается, у голоса тоже есть зажимы, которые просто необходимо снять.

Первое упражнение называется «Рупор», когда ладони обхватывают нос, рот, подбородок и на выдохе произносится звук «М». При этом должно появиться ощущение вибрации в области носа, губ.

Затем следует вибрационный массаж частей лица и тела, мысленно устремив внимание в зону воздействия. Легкие похлопывания, постукивания, поглаживания и одновременное произнесение звуков:

  • лоб (пальцы рук) — звук «М»;
  • зона носа и под глазами (пальцы рук) — звук «Н»;
  • верхняя губа (пальцы рук) — звук «В»;
  • нижняя губа (пальцы рук) — звук «З»;
  • поглаживание щёк вверх-вниз (пальцы рук) — звук «А»;
  • похлопывание плеч (ладони) — звук «Д»;
  • постукивание кулаками грудной клетки — звук «Ж»;
  • постукивание рёбер (ребром ладони) — звук «М»;
  • похлопывание низа живота (ладони) — звук «М»;
  • постукивание спины в зоне рёбер (ребром ладони) — звук «М».

С помощью упражнений также можно:

  • снять зажимы в гортани и опустить её;
  • выработать резонаторы голоса;
  • научиться управлять громкостью голоса;
  • менять диапазон и тональность голоса.

Результатом освоения вышеназванных упражнений станет выработка голоса в среднем (грудном) диапазоне, в котором голос звучит естественно и легко без перенапряжения голосовых связок.

Упражнения для артикуляционного аппарата

Третья неделя курса направлена на разработку артикуляционного аппарата, потому что без правильной работы языка, губ и щёк невозможно чёткое произнесение звуков. Как следствие речь не будет внятной и понятной. Артикуляция — это основа дикции.

Результатом станет усиление лицевых мышц, исправление асимметрии лица и разглаживание мелких мимических морщинок. Для тренинга потребуются:

  1. Зеркало для верного исполнения упражнений.
  2. Правильное исходное положения — сидя или стоя с прямой спиной.
  3. Внимательность и сосредоточенность для точного выполнения упражнений.

Упражнения помогут оживить мимику лица, чтобы она не противоречила тому, что мы говорим. 

Упражнения для мышц лица

Для разогрева лицевых мышц рекомендуется «корчить мордочки» в течение 1-2 минут, сминать лицо, как бумагу. Все упражнения выполняются перед зеркалом:

  • изобразить мимикой страх с широко открытыми глазами и ртом, улыбку чеширского кота, зажмурившись, но с самодовольным оскалом. Мышцы напряжены настолько, что в них ощущается тепло;
  • погонять во рту небольшой шарик воздуха, затолкать его за каждую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Набрать воздух в рот, надуть щёки и медленно сдуть его через щёлочку между губами;
  • поднять брови максимально вверх, сначала обе, потом каждую из них — по очереди. Если не получается, то одну бровь можно придерживать пальцами.

Упражнения для губ    

Для правильного звучания звуков губы должны быть сильными и подвижными. Упражнения выполняются всё также перед зеркалом:

  • вытянуть губы трубочкой чем дальше, тем лучше, затем, не размыкая, двигать ими вверх-вниз, влево-вправо. Работают только мышцы губ, нижняя челюсть не двигается;
  • губы из трубочки (поцелуй) растягиваются в улыбку с открытыми и закрытыми зубами;
  • губы из трубочки обхватывают зубы, рот приоткрыт или при широко открытом рте губы обволакивают зубы.

По окончании упражнений (3-5 подходов по 5-10 раз) в губах должно быть ощущение тепла или даже жжения. Если подобных ощущений нет, нагрузку следует увеличить.

Упражнения для языка

Язык — самая подвижная часть артикуляционного аппарата и потеря его способности двигаться ведёт, как следствие, к ухудшению дикции.

Существует зарядка не только 😀для хвоста, но и для языка, в которой работает только язык:

  • кончик языка двигается влево-вправо и ударяет по внутренней части щёки 1, 2, 3 раза (😀 боксирует). Если нижняя челюсть при выполнении упражнения подвижна, её можно придерживать пальцем;
  • круговые движения кончиком языка вдоль зубов, как будто их чистим, сначала в одну, затем в другую стороны. Губы сомкнуты;
  • рот открыт, упереться кончиком язык в верхнее нёбо, растянуть его. По завершении задачи поцокать языком;
  • дотянуться кончиком языка сначала до носа, затем до подбородка, к правому и левому уху;
  • кончиком языка нарисовать окружность в одну и другую стороны.

Упражнений для языка, как оказалось, много. Все они ведут к главному: максимально растянуть уздечку и язык, сделать его более подвижным и гибким.

Упражнения для нижней челюсти

Челюсть должна открываться для произнесения гласных звуков в большей степени, чем согласных. Если же она малоподвижна, то гласные будут звучать плоско, потеряв глубину и объёмность. 

Разница особенно хорошо слышна на звуке «Э». Если округлить губы, а в этом случае челюсть приоткроется шире, то звук идёт из гортани, приобретая объём и бархатистость.

Для разработки подвижности челюсти предусмотрены следующие упражнения:

  • открыть широко рот, через 30 секунд прикрыть, но полностью не закрывать, расслабить мышцы, спустя 30 секунд упражнение повторить (3-5 раз);
  • мысленно положить в рот жвачку и активно её пожевать и выплюнуть, повторить 3-5 раз;
  • круговые движения челюстью в одну и другую сторону;
  • подпереть кулаком челюсть, не давая ей открыться, убрать кулак, подбородок опустить на грудь, расслабить мышцы шеи, повторить 3-5 раз;
  • подвигать челюстью влево, вправо, вверх, вниз, повторить 3-5 раз.

Если при выполнении какого-либо упражнения появятся болевые ощущения, то лучше от этого упражнения отказаться.

Первый шаг для улучшения дикции

Следующий этап — это становление дикции для правильного произнесения звуков, их сочетаний и слов. Важно каждый звук проговаривать утрировано, нарочито чётко.

Сначала работа над гласными У О А Э И Ы. Губы при произнесении звуков обязательно принимают округлую форму.

Далее присоединяем согласные звонкие звуки Б В Г Д Ж З Л М Н Р. Гласные размещаются между согласными: БУБ, БОБ, БАБ, БЭБ, БИБ, БЫБ. Далее второй согласный звук смягчается БУБЬ, БОБЬ, БАБЬ, БЭБЬ, БИБЬ, БЫБЬ.

Точно также отрабатываются звукосочетания гласных с глухими согласными К П С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ. Следующий шаг состоит в отработке звукосочетаний согласных с мягкими гласными Ю Ё Я Е.

Особое внимание уделяется тем звукосочетаниям, при проговаривании которых возникают сложности.

Скороговорки — второй шаг в работе над дикцией  

Короткие, а иногда очень длинные фразы, которые включают в себя частые повторы сложных звукосочетаний, называются скороговорками и чистоговорками. Они улучшают произношение звуков и дикцию, если их регулярно проговаривать.

Как подготовку перед выступлением, эти упражнения используют актёры, дикторы, профессиональные ораторы. Они будут полезны каждому желающему говорить красиво и правильно без потери отдельных звуков или целых слогов.

Порядок работы со скороговорками      

В скороговорках используются пары похожих по произношению звуков, когда органы артикуляционного аппарата совершают подобные движения, например, таких, как «р» и «л», «с» и «ш». В идеале тренировки надо начинать именно со сложных слогов.

Но логопеды придерживаются следующего порядка выполнения упражнений:

  1. Шипящие звуки — «п», «т», «ш», «с», так как они произносятся легче прочих.
  2. Звонкие шипящие звуки — «ч», «ц», «щ».
  3. Сонорные звуки — «л», «м», «н», «р», «й», в произнесении которых преобладает голос.

Конечно, можно выполнять упражнения в любом порядке, и улучшение речи не заставит себя долго ждать. Но специалисты считают, что результат будет более быстрым и заметным, если идти в работе от простого к сложному и придерживаться стандартной  последовательности. 

Надо ли быстро произносить скороговорки?

Скорость произношения скороговорок нарабатывается постепенно. Ведь целью является правильная дикция, а не быстрота проговаривания. Наоборот, если не получается сказать без запинок, лучше говорить медленнее обычного.

Всё внимание следует уделить чёткости дикции и правильности артикуляции. Сначала скороговорку проговорите медленно без звука, но артикулируя так, как будто говорите. Затем прошепчите её. И только затем произнесите скороговорку в полный голос. 

Заключительный этап и к тому же самый эффективный — проговаривание скороговорок с препятствием для языка, то есть с обычной винной пробкой во рту. На занятия со скороговорками следует уделять хотя бы 30 минут в день.

Говорить скороговорки с пробкой во рту       

Для этого понадобятся:

  1. Пробка от бутылки из-под вина или шампанского.
  2. Исходное положение — сидя или стоя с прямой спиной.
  3. Полная концентрация на выполнении упражнения.
  4. Дезинфекция пробки после или перед занятиями в кипятке. 

Использование пробки, а начинать лучше с винной (она поменьше), помогает опустить челюсть, работающие губы и язык постоянно упираются в препятствие, что способствует их укреплению. При этом вырабатывается чёткое произнесение звуков.

Дефекты дикции и речи

Зажимать зубами на расстоянии не более половины сантиметра от кончика пробки. Сначала проговорить фразу без пробки, затем повторить с пробкой и в третий раз — снова без неё. Если сделать аудиозапись, то будет слышна разница в произношении.

Использовать пробку можно при разговоре, при чтении книги вслух (абзац, страница), звуки произносить утрированно чётко, не торопясь и стараясь правильно артикулировать, не обращая внимания на помеху в виде пробки.

Интонация, паузы, темп, тон, громкость  

Правильная речь должна быть выразительной, а не только с хорошей дикцией и чёткой артикуляцией. Поэтому, уже начиная со скороговорок, необходимо избавляться от монотонности их произнесения.

В каждой фразе есть важные слова, которые можно и нужно выделить голосом, повышением или понижением его тональности и громкости, обозначить паузами, окрасить эмоционально. Фраза «казнить нельзя помиловать» при помощи пауз станет или приговором, или помилованием.

Заключение  

Неправильное произнесение звуков, слов, предложений, монотонная, слишком быстрая или, наоборот, медленная речь отрицательно влияют на самовосприятие человека. А публичное выступление перед аудиторией для таких людей можно считать стрессом.

Но выход-то есть, непростой, небыстрый, но он есть. Надо только лишь захотеть и сделать несколько шагов:

  1. Освоить диафрагмальное дыхание и научиться распределять выдох, овладеть грудным голосом.
  2. Отработать правильную артикуляцию для произнесения проблемных звуков и привыкнуть к ней.
  3. Улучшить дикцию.
  4. Сделать речь выразительной.

Это трудный процесс, требующий терпеливой, последовательной и упорной тренировки. Но если его одолеть, уйдут страх общения и неуверенность в себе. Собеседники будут и слышать, и слушать то, что вы хотите им сказать.

Надеюсь, статья оказалась полезной, и вы не зря потратили время. А если разочек улыбнулись, то это лучшая награда для меня.

Остались вопросы? Пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Подписывайтесь на рассылку новых статей, чтобы ничего не пропустить!

Делитесь заметками, которые вам понравились и были полезны, с друзьями в соцсетях и принимайте участие в розыгрыше ноутбука.

Делайте репосты и пусть удача будет на вашей стороне!

Спасибо!

Всего вам доброго!

С уважением, Светлана

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение