Как вести кассовые операции в 2020 году?

Правила ведения кассовых операций в 2020 году

Письмо Банка России от 9 июля 2020 г. № 29-1-1-ОЭ/10561 носит, как будто, разъясняющий характер, но бухгалтерам тех организаций, которые работают с подотчётными лицами, придётся запомнить, ещё одно правило.

Подотчётные средства, возвращённые работником в кассу предприятия, положено сдать в банк. Хоть 100 рублей, хоть миллион, а пустить на хозяйственные нужды их нельзя. Даже несмотря на предстоящую выплату наличными в этот день заработной платы по платёжной ведомости.

Что стало причиной очередных изменений

Кассовые операции, как и прежде, в 2020 году следует вести в соответствии с указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У с учётом внесённых изменений. В нём перечислены те средства, поступающие наличными в кассу, которые можно тратить на нужды предприятия:

  1. Для торговых, производственных предприятий или оказывающих различные услуги таким поступлением является выручка от реализации товаров, услуг и выполненных работ.
  2. Для страховщиков это приход страховых премий. 
  3. Для микрофинансового бизнеса, деятельности ломбардов и кредитных кооперативов такими поступлениями являются заёмные средства, внесение личных накоплений, возврат основного долга, оплата процентов, неустойки по договорам займа, паевые взносы.

Как видите, возврата в кассу задолженности по подотчётным средствам в перечне нет, поэтому эти денежные средства теперь необходимо сдавать в банк.

Правила ведения кассовых операций с учётом всех изменений 

С учётом изменений к указанию № 3210-У индивидуальным предпринимателям и субъектам малого бизнеса разрешено не устанавливать кассовый лимит. 

Также индивидуальным предпринимателям, какую бы систему налогообложения они не применяли, оформление кассовых документов и ведение кассовой книги для них необязательно, но всё же могут вести учёт кассовых операций, если такая необходимость есть.

Приложение к указанию № 3210-У позволяет выбрать один из 2 вариантов возможного расчета остатка (лимита) кассы, где за основу взяты:

  1. Размер наличной выручки за реализованные товары, работы, услуги или ожидаемой выручки для вновь созданных организаций.
  2. Объем расходования наличных денег или ожидаемого расходования для вновь созданных организаций, кроме сумм наличных на социальные выплаты, заработную плату, стипендии и прочее. 

Кассовая книга и первичные документы могут быть оформлены:

  • на бумажных носителях, заполненных от руки;
  • на компьютере с последующим переносом на бумагу;
  • в электронном виде с защитой от несанкционированного доступа, исправлений и потери информации.

Документы на бумажных носителях подписываются ответственными лицами собственноручно, в последнем случае — подтверждаются электронной подписью. Проверяет наличие подписей кассир.

Денежные средства под отчёт на хозяйственные нужды выдаются по расходному ордеру на основании приказа руководителя или заявления сотрудника, написанного в свободной форме.

И в одном, и в другом документах должны быть указаны необходимая сумма денежных средств и на какой срок они выдаются, а также должны быть заверены подписью руководителя с проставленной датой.

Возможна выдача под отчёт наличных средств и в том случае, если работник полностью не рассчитался по предыдущему авансу.

Перечень нужд, на которые организации вправе расходовать наличность, не изменился:

  • заработная плата персоналу;
  • страховые траты;
  • оплата поставщикам, не превышающая 100 000 рублей по одному договору;
  • выдача подотчетных средств;
  • выдача денежных средств за возвращённый товар, работы, услуги.

Изменения в порядок ведения кассовых операций, в той или иной мере, коснулись всех хозяйствующих субъектов.

Что грозит за нарушение правил ведения кассовых операций 

Наказание в виде административной ответственности предусмотрено за следующие нарушения:

  • накопление в кассе наличных средств сверх установленных лимитов;
  • расчеты наличными с другими участниками сделок сверх установленных лимитов;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • неоприходование или неполное оприходование в кассу денежных поступлений.

Размер штрафов составит для должностного лица — от 4000 до 5000 рублей, для юридического лица — от 40 000 до 50 000 рублей.

Надеюсь, статья оказалась полезной, и вы не зря потратили время.

Остались вопросы? Пишите в комментариях, обязательно отвечу. Спасибо!

Всего вам доброго!

С уважением, Светлана

2 комментария

Аватар комментатора Сергей Автор: Сергей


Очень серьезная тема, которая здесь хорошо раскрыта, без каких-либо пафосных слов, все четко и по делу

Аватар комментатора Светлана Горблянская Автор: Светлана Горблянская

Сергей! Очень рада, что статья оказалась полезной.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение